ПРОЕКТ
Тема: Создание мини-музея «Русская изба»
Автор: Варламова Лидия Ивановна-заведующий МБДОУ Гребневский детский сад «Колокольчик» администрации муниципального образования-Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Тип проекта: познавательно-информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный, 2014-15 учебный год
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Актуальность: в последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены. Это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы максимально самореализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относится к истории, к старинным праздникам, обычаям, традициям. Не секрет, что представление детей о русской культуре, истории поверхностны, многие родители считают, что дети еще малы для этого. Поэтому в нашем детском саду мы решили создать мини-музей «Русская изба». С помощью мини-музея дети знакомятся с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с историей. Ребенок осознает понятия «прошлое» и «настоящее». Это способствует расширению жизненного опыта, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Кроме того, слушая русские народные сказки, когда бабушка достает из печи колобок, девица-красавица пряжу прядет, Емеля несет ведра и коромысло и др. , рассмотреть на картинке вещи или увидеть воочию, потрогать руками-это огромная разница. Важной особенностью мини-музея является участие в создании его самих детей, их родителей. Дети чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: приносят экспонаты, пополняют рисунками, поделками, сделанными своими руками.
Цель проекта:
1.Вовлечь педагогов в активную, творческую деятельность по организации мини-музея «Русская изба», что позволит систематизировать работу с детьми по познавательно-исследовательской деятельности в изучении быта русского народа.
2.Налаживание сотрудничества педагогического коллектива и родителей.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважение к его истории, культуре, языку.
2.Расширять и активизировать словарь детей за счет русских слов и понятий.
3.Обеспечить безопасные , эстетические условия для развития детей.
4.Включиь педагогов, детей, родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музейных экспонатов.
5.Формировать чувства любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
Реализация проекта
I этап-подготовительный
№ |
тема |
срок |
ответственный |
1 |
Педагогическое совещание-актуальность создания мини-музея « Русская изба»
- Выбор актива осуществляющего целенаправленно педагогическую, экспозиционную, культурно-просветительную работу. |
Сентябрь |
Варламова Л.И. |
2 |
Заседание актива
- Разработка плана действий организации работы по созданию мини-музея
- Выбор места для мини-музея |
Октябрь |
Борисова Е.Е. |
3 |
Изучение методической литературы, материалов из опыта работы других педагогов из ж. «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», интернета и др. |
Сентябрь-октябрь |
Воспитатели |
4 |
Опрос-анкетирование родителей
Анкета
-в каком музее вы были с детьми?
-как вы могли бы объяснить ребенку, что такое музей?
-есть ли в вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории памяти?
-есть ли в вашем дома какая-нибудь коллекция?
-приведет ли сотрудничество семьи и ДОУ к развитию интереса к историческому прошлому?
-как вы относитесь к созданию мини-музея в ДОУ? |
Октябрь |
Воспитатели |
5 |
Родительское собрание
- Создание мини-музея «Русская изба» - актуальность
- Помощь родителей в создании мини-музея |
Октябрь |
Борисова Е.Е.
Мудракова Т.Н.-пред. родительского комитета |
II этап-практический
1 |
Сбор экспонатов
В музее были собраны предметы русского быта: прялка, самопрялка, веретена, горшки, ухваты, утюг, чугуны, сундук, рушники, скатерти, салфетки, самотканые дорожки и др.
Музею были подарены экспонаты жителями села Гребнево, д. Епихино, д. Татаркино, с. Столпцы Старожиловского района, д. Ужалье Спасского района, Скопинского, Ухоловского районов, г. Рязани. Воспитатели и родители сделали своими руками печь, сшили одеяла из лоскутков, вместе с детьми изготовили куклы-обереги и др. |
В течение уч. года |
Борисова Е.Е.-воспитатель
Мудракова Т.Н.-пред. род. комитета |
2 |
Оформление помещения «Русская изба»
При оформлении соблюдались следующие принципы:
-эстетика оформления
-соответствие содержания экспозиции названию музея
-разнообразие экспонатов
-соблюдение санитарно-гигиенических правил и правил безопасности
Обстановка избы соответствует прежнему деревенскому образу жизни. Около стены стоят лавки, в «красном углу» висит икона, украшенная вышивкой, в середине избы стол, покрытый вязанной скатертью, на столе самовар. На жерде висит зыбка (люлька) для младенца. В углу стоит печь, на ней чугунки, сковорода, около печи-ухват, чапель, кочерга. Не далеко от печи самопрялка. В углу напротив «красного угла» стоит кровать, покрытая одеялом из лоскутков, украшена подзоркой. Над кроватью зеркало в старинной рамке, украшено расшитым полотенцем. На полу самотканые дорожки. На полках расположили глиняные горшки, деревянные ложки, игрушки и др. В хозяйском углу висит утварь: доски деревянные, скалка, сито и др. |
Февраль |
Воспитатели, родители |
3 |
Оформление необходимой документации
-паспорт мини-музея
-положение о мини-музее
-каталог экспонатов (номер, наименование экспоната, применение, кто подарил, откуда поступило)
-разработка плана мероприятий с детьми |
Март |
Варламова Л.И.
Борисова Е.Е. Попкова Л.Н. |
4 |
Заседание творческой группы
-об открытии мини-музея «Русская изба»
-утверждение программы открытия
-выборы руководителя музея |
Март |
Борисова Е.Е. |
5 |
Открытие мини-музея
-вводное слово заведующей детским садом
-слово руководителю мини-музея
-символическое разрезание ленточки
-обзорная экскурсия по музею
-концертная программа
-стихотворение В. Степанов «Что мы Родиной зовем?» читает Мудракова А.
-песня «Моя Россия» муз. Струве, сл. Соловьевой исполняют дети ст. гр.
-танец с ложками – мальчики и девочки подг. гр.
-р.н. игра «Ручеек»
-стихотворение М. Пляцковский «Родина» читает Кувшинов Е.
-пословицы о Родине
-хоровод «к нам гости пришли» муз. Александрова
-чаепитие |
Март |
Борисова Е.Е. |
6 |
Заседание творческой группы
-разработка мероприятий на будущее
-разработка перспективного плана по пополнению мини-музея экспонатами |
Март |
Борисова Е.Е. |
III этап-заключительный
1 |
Педагогическое совещание
-анализ проделанной работы по созданию мини-музея «Русская изба» (отчет руководителя Борисовой Е.Е.)
-утверждение плана мероприятий по пополнению мини-музея экспонатами
-утверждение плана мероприятий педагогической работы с детьми в мини-музее на2015-16 уч. год. |
Май
к 01.09.2015 |
Варламова Л.И.
Воспитатели |
Ожидаемые результаты:
Мини-музей в детском саду может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, так как представляет ценность не только наличием экспонатов но прежде всего содержанием проводимой воспитательно - образовательной работы с детьми. Использование предметно-развивающей среды мини-музея «Русская изба» дает возможность решать задачи нравственно-патриотического воспитания детей. Таким образом возвращаясь к истокам культуры предков, мы формируем у воспитанников знания о культурном наследии русского народа. Прививаем любовь к нашей Родине.
План мероприятий с детьми в мини музее.
№ |
тема |
Цель |
Срок |
Ответственный |
1. |
Беседа: Что такое музей? |
Формирование интереса к познанию о прошлом, познакомить с правилами поведения в музее. |
март |
Борисова Е.Е. |
2. |
Экскурсия: путешествие в прошлое. |
Познакомить с русским деревенским бытом, с устройством русской избы. |
апрель |
Попкова Л.Н. |
3. |
Кукла-оберег (скатка). |
Учить навыкам выполнения куклы. |
апрель |
Егорцева Е.С. |
4. |
Развлечение «Пасха». |
Вызвать интерес к русским традициям, красоте, поэтике, народным играм. |
апрель |
воспитатели |
5. |
Русская печь. |
Дать понятие для чего нужна печь? |
май |
Попкова Л.В. |
6. |
Волшебная прялица. |
Продолжать развивать интерес к предметам старины, познакомить с самотрялкой (для чего нужна? Из чего состоит?). |
май |
Попкова Л.Н. |
7. |
Викторина: Угадай, что это? |
Закрепить новые слова и выражения. |
май |
Борисова Е.Е. |
8. |
Развлечения «Троица» (загадки, хоровод «Во поле береза стояла», рус.нар. игра «Березка», рус. нар. танец. ) |
Формирование умения у детей организованно и интересно проводить время. |
июнь |
воспитатели |
9. |
Рассказывание русских народных сказок. |
Развивать интерес к рус. нар. сказкам, обогащение словаря новыми словами и выражениями. |
июль |
воспитатели |
10. |
Посиделки (поговорки, пословицы, потешки, загадки, хорово «На горе то калина», игра «Плетень»). |
Знакомить с русскими народными традициями, формировать умение организованно проводить время. |
август |
Борисова Е.Е. |