Детский сад «Колокольчик» село Гребнево

Проект "Русская изба"

ПРОЕКТ

Тема: Создание мини-музея «Русская изба»

Автор: Варламова Лидия Ивановна-заведующий МБДОУ Гребневский детский сад «Колокольчик» администрации муниципального образования-Старожиловский муниципальный район Рязанской области

Тип проекта: познавательно-информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный, 2014-15 учебный год

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Актуальность: в последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены. Это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Необходимо создать условия, в  которых ребенок мог бы максимально самореализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по новому начинаем относится к истории, к старинным праздникам, обычаям, традициям. Не секрет, что представление детей о русской культуре, истории поверхностны, многие родители считают, что дети еще малы для этого. Поэтому в нашем детском саду мы решили создать мини-музей «Русская изба». С помощью мини-музея дети знакомятся с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с историей. Ребенок осознает понятия «прошлое» и «настоящее». Это способствует расширению жизненного опыта, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Кроме того, слушая русские народные сказки, когда бабушка достает из печи колобок, девица-красавица пряжу прядет, Емеля несет ведра и коромысло и др. , рассмотреть на картинке вещи или увидеть воочию, потрогать руками-это огромная разница. Важной особенностью мини-музея является участие в создании его самих детей, их родителей. Дети чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: приносят экспонаты, пополняют рисунками, поделками, сделанными своими руками.

Цель проекта:

1.Вовлечь педагогов в активную, творческую деятельность по организации мини-музея «Русская изба», что позволит систематизировать работу с детьми по познавательно-исследовательской деятельности в изучении быта русского народа.

2.Налаживание сотрудничества педагогического коллектива и родителей.

Задачи:

1.Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважение к его истории, культуре, языку.

2.Расширять и активизировать словарь детей за счет русских слов и понятий.

3.Обеспечить безопасные , эстетические условия для развития детей.

4.Включиь педагогов, детей, родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музейных экспонатов.

 5.Формировать чувства любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.

Реализация проекта

I этап-подготовительный

тема

срок

ответственный

1

Педагогическое совещание-актуальность создания мини-музея « Русская изба»

- Выбор актива осуществляющего целенаправленно педагогическую, экспозиционную, культурно-просветительную работу.

Сентябрь

Варламова Л.И.

2

Заседание актива

- Разработка плана действий организации работы по созданию мини-музея

- Выбор места для мини-музея

Октябрь

Борисова Е.Е.

3

Изучение методической литературы, материалов из опыта работы других педагогов из ж. «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», интернета и др.

Сентябрь-октябрь

Воспитатели

4

Опрос-анкетирование родителей

Анкета

-в каком музее вы были с детьми?

-как вы могли бы объяснить ребенку, что такое музей?

-есть ли в вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории памяти?

-есть ли в вашем дома какая-нибудь коллекция?

-приведет ли сотрудничество семьи и ДОУ к развитию интереса к историческому прошлому?

-как вы относитесь к созданию мини-музея в ДОУ?

Октябрь

Воспитатели

5

Родительское собрание

- Создание мини-музея «Русская изба» - актуальность

- Помощь родителей в создании мини-музея

Октябрь

Борисова Е.Е.

Мудракова Т.Н.-пред. родительского комитета

II этап-практический

1

Сбор экспонатов

В музее были собраны предметы русского быта: прялка, самопрялка, веретена, горшки, ухваты, утюг, чугуны, сундук, рушники, скатерти, салфетки, самотканые дорожки и др.

Музею были подарены экспонаты жителями села Гребнево, д. Епихино, д. Татаркино, с. Столпцы Старожиловского района, д. Ужалье Спасского района, Скопинского, Ухоловского районов, г. Рязани. Воспитатели и родители сделали своими руками печь, сшили одеяла из лоскутков, вместе с детьми изготовили куклы-обереги и др.

В течение уч. года

Борисова Е.Е.-воспитатель

Мудракова Т.Н.-пред. род. комитета

2

Оформление помещения «Русская изба»

При оформлении соблюдались следующие принципы:

-эстетика оформления

-соответствие содержания экспозиции названию музея

-разнообразие экспонатов

-соблюдение санитарно-гигиенических правил и правил безопасности

Обстановка избы соответствует прежнему деревенскому образу жизни. Около стены стоят лавки, в «красном углу» висит икона, украшенная вышивкой, в середине избы стол, покрытый вязанной скатертью, на столе самовар. На жерде висит зыбка (люлька) для младенца. В углу стоит печь, на ней чугунки, сковорода, около печи-ухват, чапель, кочерга. Не далеко от печи самопрялка. В углу напротив «красного угла» стоит кровать, покрытая одеялом из лоскутков, украшена подзоркой. Над кроватью зеркало в старинной рамке, украшено расшитым полотенцем. На полу самотканые дорожки. На полках расположили глиняные горшки, деревянные ложки, игрушки и др. В хозяйском углу висит утварь: доски деревянные, скалка, сито и др.

Февраль

Воспитатели, родители

3

Оформление необходимой документации

-паспорт мини-музея

-положение о мини-музее

-каталог экспонатов (номер, наименование экспоната, применение, кто подарил, откуда поступило)

-разработка плана мероприятий с детьми

Март

Варламова Л.И.

Борисова Е.Е. Попкова Л.Н.

4

Заседание творческой группы

-об открытии мини-музея «Русская изба»

-утверждение программы открытия

-выборы руководителя музея

Март

Борисова Е.Е.

5

Открытие мини-музея

-вводное слово заведующей детским садом

-слово руководителю мини-музея

-символическое разрезание ленточки

-обзорная экскурсия по музею

-концертная программа

-стихотворение В. Степанов «Что мы Родиной зовем?» читает Мудракова А.

-песня «Моя Россия» муз. Струве, сл. Соловьевой исполняют дети ст. гр.

-танец с ложками – мальчики и девочки подг. гр.

-р.н. игра «Ручеек»

-стихотворение М. Пляцковский «Родина» читает Кувшинов Е.

-пословицы о Родине

-хоровод «к нам гости пришли» муз. Александрова

-чаепитие

Март

Борисова Е.Е.

6

Заседание творческой группы

-разработка мероприятий на будущее

-разработка перспективного плана по пополнению мини-музея экспонатами

Март

Борисова Е.Е.

III этап-заключительный

1

Педагогическое совещание

-анализ проделанной работы по созданию мини-музея «Русская изба» (отчет руководителя Борисовой Е.Е.)

-утверждение плана мероприятий по пополнению мини-музея экспонатами

-утверждение плана мероприятий педагогической работы с детьми в мини-музее на2015-16 уч. год.

Май

к 01.09.2015

Варламова Л.И.

Воспитатели

Ожидаемые результаты:

Мини-музей в детском саду может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, так как представляет ценность не только наличием экспонатов но прежде всего содержанием проводимой  воспитательно - образовательной работы с детьми. Использование предметно-развивающей среды мини-музея «Русская изба» дает возможность решать задачи нравственно-патриотического воспитания детей. Таким образом возвращаясь к истокам культуры предков, мы формируем у воспитанников знания о культурном наследии русского народа. Прививаем любовь к нашей Родине.

План мероприятий с детьми в мини музее.

тема

Цель

Срок

Ответственный

1.

Беседа: Что такое музей?

Формирование интереса к познанию о прошлом, познакомить с правилами поведения в музее.

март

Борисова Е.Е.

2.

Экскурсия: путешествие в прошлое.

Познакомить с русским деревенским бытом, с устройством русской избы.

апрель

Попкова Л.Н.

3.

Кукла-оберег (скатка).

Учить навыкам выполнения куклы.

апрель

Егорцева Е.С.

4.

Развлечение «Пасха».

Вызвать интерес к русским традициям, красоте, поэтике, народным играм.

апрель

воспитатели

5.

Русская печь.

Дать понятие для чего нужна печь?

май

Попкова Л.В.

6.

Волшебная прялица.

Продолжать развивать интерес к предметам старины, познакомить с самотрялкой (для чего нужна? Из чего состоит?).

май

Попкова Л.Н.

7.

Викторина: Угадай, что это?

Закрепить новые слова и выражения.

май

Борисова Е.Е.

8.

Развлечения «Троица» (загадки, хоровод «Во поле береза стояла», рус.нар. игра «Березка», рус. нар. танец. )

Формирование умения у детей организованно и интересно проводить время.

июнь

воспитатели

9.

Рассказывание русских народных сказок.

Развивать интерес к рус. нар. сказкам, обогащение словаря новыми словами и выражениями.

июль

воспитатели

10.

Посиделки (поговорки, пословицы, потешки, загадки, хорово «На горе то калина», игра «Плетень»).

Знакомить с русскими народными традициями, формировать умение организованно проводить время.

август

Борисова Е.Е.

2 января 2017 в 14:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.