Детский сад «Колокольчик» село Гребнево

Дополнительная программа "Родной край"

 1e0139f23b112f1aa1618cd15d278eaa.jpg

Пояснительная записка

Воспитательный компонент ФГОС ДО ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Рабочая программа «Родной край» составлена на основе примерной программы вне образовательной деятельности, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа обучения рассчитана на старший дошкольников возраст. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, района.

Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство духовным, культурно-историческим наследием.

Задачи: способствовать формированию у воспитанников понимания значения выражения «малая родина»; способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к своей стране и малой родине, уважение к традициям и обычаям, формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, к природе родного края. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме.

Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя  и ребенка;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

— систематичности и последовательности

 – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Место кружка в учебном плане.

Согласно учебному плану МБДОУ Гребневского детского сада «Колокольчик» занятия кружка  «Родной край» проводятся один раз в неделю по 30 минут. Программа рассчитана на 33 учебные недели.

Содержание программы

1. Вводная беседа - 30 минут

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 5ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития села.

Семейный альбом

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории села через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема группы.

3 . «Малая родина»- 5 часов

Моя детский сад, моя группа, мои воспитатели

Мой дом, моя улица.

История детского сада

4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

5. Охрана природы – 2 ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды, «Красная книга”

6. Поиск - 2,5ч.

Война – Что мы о ней знаем?

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Тематическое планирование кружка «Родной край»

 

Раздел 1. «Моя родословная»

 

1

Введение в краеведение.

Рассказ

Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях.

2

Имя твое

Беседа - рассказ

Побеседовать с детьми об именах, рассказать, откуда произошли их имена.

3

Фамилия, герб семьи

Обсуждение- рисование

Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи.

4

Моя семья. Семейные традиции

Рассказ

Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная

5

Моя семья. Семейные традиции

Беседа, рисование

Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке.

6

Семейные гербы

Рассказ-рассматривание

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Старожиловского района.

7

Семейные гербы

Рисование

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Старожиловского района , нарисовать герб своей семьи.

8

Летопись Семьи

Рассказ-беседа

Рассказать детям о том, что такое летопись семьи, для чего ее ведут.

9

Летопись семьи. Генеалогическое древо

Сказание

Рассказать детям о генеалогическом древе. Нарисовать генеалогическое древо своей семьи дома с родителями.

10

Биография моей семьи. История моей семьи- история моего села.

Беседа

Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи.

 

Раздел 2 «Малая родина»

11

Мой детский сад- мой дом.

Беседа

Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад.

12

Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде.

Рисование

Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада.

13

Воспитатели детского сада

Рассказ

Рассказать детям о труде воспитателя.

14

Мое село на карте Родины

Беседа - рассказ

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

15

Мое село на карте Родины

Рисование

Мое село глазами детей.

16

Экскурсия по памятным местам села.

Экскурсия

Изучить историю села Гребнева, прививать любовь к родному селу.

17

 Памятные  местам села.

Беседа

рисование

Вспомнить памятные места Гребнева, нарисовать их.

18

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа - рассказ

Составление небольших рассказов о своем дворе

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа, рисование

Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу.

20

Улицы села

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц села.

21

Улицы села

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц Гребнева.

Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

22

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.Практическая работа: укладывание рюкзака

Рассказ - практическая работа

 

Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход.

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа - рассказ

Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи.

24

Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды

Инструктаж

Обсудить с детьми правила поведения в лесу, около воды.

Раздел 4 «Охрана природы»

25

Растительность нашего края.

Беседа- рассказ

Рассказ о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.

26

Поговорим о съедобных и ядовитых грибах нашего края.

Объяснение

Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

27

Животный мир нашей местности.

Беседа – рассказ, Рассматривание альбомов

Сбор информации о животных Старожиловского района

28

Красная книга родного края.

Обсуждение, рассматривание альбомов

Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края.

Раздел 5 « Поиск»

29

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Экскурсия

Библиотека

30

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа - обсуждение

Рассматривание фотоматериалов.

31

Мы Победили !

Конкурс рисунков

Предложить детям нарисовать День Великой Победы.

32

Герб России, Герб Рязани и Старожилова

Беседа, рисование

Рассмотреть герб страны, герб области и района, предложить детям нарисовать их.

33

Фотовыставка «Наше село Гребнево»

Беседа, выставка

Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки детям  и родителям.

 

 

 

 

 


Карта индивидуальной диагностики детей в средне - старшей школе группы (на начало и конец учебного года)

 

 

 

Список детей

«Моя родословная»

«Малая родина»

«Начальные навыки туризма»

«Охрана природы»

«Поиск»

 

 

Общая оценка

 

Уровень

развития

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Система оценивания:

3 балла - высокий уровень представлений 21 балл – высокий уровень знаний

2 балла – средний  уровень представлений 13 – 20 баллов – средний уровень знаний

1 балл – низкий уровень представлений ниже 13 баллов – низкий уровень знаний

 

 

 

26 сентября 2019 в 13:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.