Детский сад «Колокольчик» село Гребнево

Программа развития детского сада «Колокольчик»

e74efbe0b3f02db3d661a1365d1c630a.jpg 

с. Гребнево

2020 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………

2.Паспорт программы развития………………………………………………….

3.Информационная справка об образовательном учреждении………………...

Общие сведения о ДОУ……………………………………………………

Контингент родителей……………………………………………………..

Ближайшее окружение учреждения………………………………………

Кадровая характеристика………………………………………………….

Материально-техническое обеспечение………………………………….

Обеспечение безопасных условий в ДОУ………………………………..

Организация питания воспитанников…………………………………….

4.Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностей перехода на современную модель дошкольного образования…………………

Анализ результатов образовательного процесса………………………...

5.Концепция развития дошкольного учреждения……………………………..

6.Миссия дошкольного образовательного учреждения……………………….

7.Стратегия развития дошкольного учреждения………………………………

Этапы реализации программы………………………………………….

План действий по реализации программы…………………………….

Ожидаемые результаты…………………………………………………










 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в условиях современного  образования каждое дошкольное учреждение должно, поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. Такие качества как формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению  востребованы целыми творческими коллективами, которые постоянно совершенствуют свое профессиональное мастерство, проявляя инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, доказывая, таким образом, свою, необходимость.

Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.

Необходимость разработки данной программы обусловлена не только рядом причин указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания работы дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому подойти к его отбору с учётом природно-климатических, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей деревни, в которой живут дети. Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания  работы, поиска новых путей и условий развития ребёнка, внедрения педагогических технологий, создавая возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в повышении качества дошкольного образования.

На основе выше изложенного, а так же в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом ДОУ разработана Программа развития муниципального  дошкольного образовательного учреждения Гребневский детский сад «Колокольчик»

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.

Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и принявший за основу программно-целевую идеологию развития.

Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более качественный уровень образовательной деятельности.

Сроки реализации программы: 2019 - 2023 годы

 

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование Программы

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения Гребневский детский сад «Колокольчик»

Основание для разработки Программы

-Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012№273-ФЗ)

- Конвенция ООН «О правах ребёнка»;

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.;

-Распоряжение Правительства РФ «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставляемых государственных услуг в сфере образования» от 05.03.2010 г. № 297;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13.

-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.№124-ф3;

-Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения Гребневский детский сад «Колокольчик»

 Социальный заказ

1.Качественный присмотр и уход за детьми.

2.Качественное дошкольное образование (предоставление муниципальных услуг) – реализация основной программы дошкольного образования.

3.Сохранение и укрепление здоровья детей, создание здоровье сберегающих условий.

4.Предшкольная подготовка.

5.Повышение эффективности расходования ресурсов

Автор программы

Заведующий ДОУ и педагогический коллектив

Основные исполнители программы

Коллектив ДОУ

Цель программы

Создание условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества, обеспечивающих развитие и саморазвитие детей, а также развитие их творческого потенциала, перевод учреждения в инновационный режим деятельности

Задачи программы

1.Внедрить комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

2.Обогатить и усовершенствовать предметно-развивающую  среду, способствующую формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.

3.Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части освоения педагогами технологий  в интеграции областей.

4.Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников  посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в  образовательном процессе.

5.Усовершенствовать  систему обеспечения безопасности участников образовательного процесса

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на  5 лет

2020-2021 г.г. - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы).

2022-2023г.г. – Коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы).

2024 г. – Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении)

Ожидаемые результаты (социально экономические эффекты) реализации программы

Внедрить комплекс оздоровительно- образовательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей

Снижение  роста заболеваемости, через мероприятия направленные на оздоровление  и укрепление детского организма.

Системное  взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры с  целью повышения качества образования.

Обогатить и усовершенствовать предметно-развивающую  среду

Оптимизирование процесса воспитания и обучения дошкольников.

Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников.

Обеспечить рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части освоения педагогами технологий  в интеграции областей

Информирование  процесса образования:

- пополнение информации на сайте детского сада, для возможности качественного предоставления услуг в электронной форме.

Активизация  использования в образовательном процессе интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Рост числа педагогов, освоивших современные образовательные технологии.

Рост числа педагогов, прошедших обучение на курсах  до 100 %.

Приведение в соответствие с ФГОС учебных программ.

Усовершенствовать взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников  посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в  образовательном процессе

Обеспечение открытого информационного пространства учреждения.

Увеличение количества родителей, активно участвующих в образовательном процессе до 70%.

Повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Усовершенствовать  систему обеспечения безопасности участников образовательного процесс

Приобретение детской  мебели.

Приобретение качелей на участок

Приобретение навеса для песочницы

3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Общие сведения о ДОУ

 Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Гребневский детский сад «Колокольчик» муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области.

Сокращенное наименование: Гребневский детский сад «Колокольчик».

Год создания:1965

Адрес: 391192 , Рязанская область, Старожиловский район, с. Гребнево, д.47а

Адрес электронной почты: varlamova.lidija@yandex.ru

Режим работы: пятидневная рабочая неделя, длительность 10,5 часов с 7:00 - 17:30, выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни.

Контактный телефон (49151) 2-85-12. Приём граждан и родителей - понедельник - с 7-30 до 9-30.

Учредителем  ДОУ является администрация муниципального образования- Старожиловский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет управление образования и молодёжной политики администрации муниципального образования- Старожиловский муниципальный район Рязанской области.

ДОУ имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности №21-3142 от 19. 05. 2017г.

Свою деятельность осуществляет в соответствии с Законом РФ от 29. 12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации », порядком осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, Уставом ДОУ, локальными актами правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, противопожарной охраны.

МБДОУ Гребневский детский сад «Колокольчик» является детским садом общеразвивающего вида, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников. Дети находятся в детском саду с 7-00 до 17-30.

МБДОУ Гребневский детский сад не имеет филиалов.

 

Контингент родителей

Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется изучению контингента родителей. Систематически педагоги ДОУ проводят информационно-аналитическую работу по выявлению социального и образовательного статуса членов семей воспитанников. Дошкольное учреждение посещают дети из 13 семей, среди которых:

-полных семей  -10

-неполных семей  -3

-многодетных  - 2

-имеющих одного ребенка  - 2

Работающих родителей -12семей, неработающие- 1..

Бытовые условия во всех семьях удовлетворительные.

По социальному статусу:

-служащие – 1

-рабочие –  12

-безработные – 1.

По образовательному уровню:

-высшее – 2чел;

-среднее профессиональное – 20 чел.

-среднее (полное) общее – 1чел.

Педагогами ДОУ ведется активная просветительская работа, направленная на повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребенка в обществе.

Изучение семьи как участника образовательного процесса определяется характеристикой совместных мероприятий с родителями. Результаты показывают, что 48% родителей активно участвуют в различных мероприятиях ДОУ.

Ближайшее окружение учреждения (социум) - Гребневская средняя школа, сельская библиотека, сельский Дом культуры.

Кадровая характеристика

Педагогический коллектив, обеспечивающий процесс развития и воспитания детей, состоит из  сотрудников:  1 педагог имеет высшее педагогическое образование. Музыкальный руководитель – вакансия. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится в системе и осуществляется. Сотрудники детского сада способствуют созданию доброжелательной атмосферы в детском саду, в группе в процессе общения взрослых с детьми преобладает эмоционально-насыщенное настроение.

Материально-техническое обеспечение

Здание детского сада типовое, светлое, имеется вода, канализация, сантехническое оборудование, отопление автономное.

Котельная-1

Групповые помещения – 2

Кабинет заведующего-1

Методический кабинет-1

Пищеблок – 1

Прачечная – 1

Спальня- 2

Все кабинеты оформлены, оборудованы, группа включает в себе игровую, познавательную, обеденную зоны, в группе уютно, удобно, комфортно детям, создана предметно-развивающая среда.

В детском саду имеется техническое оснащение: 1 телевизор, 1 DVD, магнитола, ноутбук.

Образовательный процесс строится в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой является игра. Игры и игрушки, дидактический материал отвечает всем принципам: учет возрастных особенностей, способствуют решению развивающих задач, отвечают санитарно-эпидемиологическим, эстетическим требованиям. 

Имеется оборудование для практической деятельности детей: изодеятельности, конструированию, познавательно- исследовательской деятельности, сенсорного развития, исследования природных объектов, наглядные пособия.

Для физического развития и двигательной активности имеется спортивный инвентарь: мячи (разных размеров), обручи, гимнастические палки, лесенка для лазания, гимнастические скамейки и другое. Для осуществления воспитательно – образовательного процесса, ДОУ разрабатывает и утверждает годовой план работы, учебные планы на каждую группу.

Вывод:В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития воспитанников, через создание предметно-развивающей среды и пространства детского сада.

Обеспечение безопасных условий в ДОУ

В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:

-обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;

-обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);

-пожарная безопасность;

-предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

-антитеррористическая защита.

Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа.

В ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация с системой громкого оповещения. Система противопожарной безопасности оснащена дистанционной передачей сигнала о пожаре на пульт, «изготовлен план эвакуации; имеются порошковые огнетушители с паспортами. Регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара.

Количество случаев травматизма сотрудников и воспитанников в ДОУ не зарегистрировано. Специфика деятельности и направления работы ДОУ отражены в образовательной программе, которая определяет максимальный объем образовательной нагрузки на дошкольников.

Организация питания воспитанников

В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое питание. В ДОУ разработано примерное 10-дневное меню. Ежедневно используется С-витаминизация третьего блюда. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (соотношение белков, жиров, углеводов); большое внимание уделяется разнообразию горячих первых и вторых блюд.

 

4. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРЕХОДА НА СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.

Воспитательно - образовательный процесс подразделяется на:

· образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

· самостоятельную деятельность детей;

· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Обязательным условием для нашего ДОУ является активное познание воспитанниками окружающего мира через деятельность (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - как сквозные механизмы развития ребенка). При этом содержание форм меняется в зависимости от возраста.

Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга. В качестве основного метода является включенное наблюдение, которое дополняется изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей их ребёнка.

Анализ результатов в освоении программы отражает положительную динамику во всех образовательных областях программы.

Перспективы развития:

· Ввести дополнительные бесплатные услуги и дополнительные платные услуги, удовлетворяющие потребности родителей (законных представителей).

· Разработать цикл интегрированных занятий в каждой группе, тем самым высвободить время для самостоятельной деятельности детей.

· Перейти от традиционной модели взаимодействия к личностно-ориентированной модели.

Анализ физического развития

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.

Процент заболеваемости в последние два года снизился. Повышенные показатели заболеваемости приходятся на 2019 г., 2020 г. Вопросы заболеваемости обсуждались на педагогических советах, осуществлялся административный контроль за физкультурно-оздоровительной работой. Проведённый анализ профилактических мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы показал сотрудникам, что необходимо провести следующую работу по данному вопросу:

1.Оптимизировать работу дошкольного учреждения по профилактике простудных заболеваний, физкультурно-оздоровительной работы в группе;

2.Усилить контроль за физкультурно-оздоровительной работой со стороны администрации;

3.Улучшить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с сотрудниками и родителями воспитанников.

Особое внимание уделяется в детском саду созданию здоровьесберегающей среды. Большое значение в ДОУ придается методам неспецифической профилактики, повышающим защитные механизмы организма. Среди этих методов ведущим является закаливание, под которым понимается комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма инфекционным заболеваниям, к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В дошкольном учреждении используются методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

Перспективы развития:

1.Активизация работы педагогического персонала по продолжению внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий, разъяснительной работы с семьями воспитанников.

2.Разработать и внедрить  в практику работы индивидуальные маршруты оздоровления, дифференцированные графики поддержания и укрепления здоровья воспитанников , план поддержания здоровья сотрудников ДОУ.

3.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, негативное отношение к вредным привычкам.

Анализ социально-коммуникативного развития

Социально-коммуникативное развитие детей находится на среднем уровне. Дети младшего дошкольного возраста умеют общаться со взрослыми, но большинство детей не поддерживают разговор на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. В сюжетно-ролевой игре дети умеют налаживать взаимодействие с помощью речи. Дети чувствуют доброжелательное и недоброжелательное отношение к ним, проявляют сочувствие, стремятся к сопереживанию. Сдерживать свои чувства гнева, злости дети не могут.

Дети старшего дошкольного возраста владеют способами общения с разными людьми, в том числе и с незнакомыми. Могут устанавливать контакт вербальными и невербальными средствами. Знают и используют вежливые формы обращения ко взрослым. В общении с детьми вежливость проявляют не всегда. У детей не сформировано умение проявлять чувство собственного достоинства. Дети защищают себя от насмешек дракой, обзыванием. Большинство детей понимают своё эмоциональное состояние и могут словами выразить его. Дошкольники могут открыто выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные. Многие дети знают свои личностные особенности и возможности и могут открыто назвать свои плохие поступки.

В группах созданы условия для социального развития детей: имеются различные  зоны, уголки уединения, мини-музеи, альбомы различной тематики, зеркала, различные сюжетно-ролевые  и дидактические игры. Всё это позволяет дошкольнику знакомится с социальным миром, узнавать себя.

Перспективы развития:

Поэтому необходимо в работе по социально-коммуникативному развитию детей использовать методы социально-нравственного воспитания:

· Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

· Формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью, решение проблемных ситуаций, социальные игры);

· Формирование нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Анализ познавательного развития

В познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно  хорошо развита  познавательная  активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и

способы познания окружающего мира (познавательные беседы со взрослыми, наблюдения, опыты, игры-экспериментирования). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры-экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, различные проекты, создание предметно-развивающей среды. Педагоги стараются обращать внимание детей на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям.

В формировании математических представлений можно отметить, что у детей имеются  знания о числах, геометрических фигурах, пространственных и временных представлениях, соответствующие задачам основной образовательной программы. Дети умеют классифицировать, используют обобщающие понятия, ориентируются в пространстве и на плоскости, старшие дошкольники легко справляются с математическими задачами.

Перспективы развития:

1.Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести

его на более высокий качественный уровень.

2.Для развития у детей естественно-научных представлений организовать в группах уголки воды и песка.

 

Анализ речевого развития

Уровень освоения программы в области «Речевое развитие» показывает средние результаты. Остается значительное количество воспитанников с проблемами в звукопроизношении. Также наблюдается несистематическая работа педагогов  по обогащению речи детей в разнообразных воспитательных и бытовых ситуациях, использование словотворчества детей в придумывании рассказов, сказок, небылиц, что отражается на недостаточно высоком уровне развития связной речи у воспитанников.

Перспективы развития:

· Вести индивидуальную работу с детьми по формированию словаря, развитию грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

· Педагогам использовать интегрированные занятия в областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

 

Анализ художественно-эстетического развития

Художественно-эстетическое развитие находится на высоком уровне. Навыки и умения детей по изобразительной деятельности показывают стабильные результаты. Дети достаточно хорошо передают доступными выразительными средствами настроение и, характерные признаки образов, с интересом используют нетрадиционные материалы. Дети овладели способами симметричного, силуэтного вырезания, вырезания из бумаги ленточным способом.  У детей сформированы представления о видах искусства.  В работах воспитанников прослеживается использование различных приёмов, направленных на творческое самовыражение

Перспективы развития:

· уделять большое внимание индивидуальным формам работы с детьми в этой образовательной области;

·  творчески сотрудничать с родителями в данном направлении.

 

 

5. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства, нацеливает работников дошкольных образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка.

В детском саду образователь­ный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевре­менное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой ак­тивности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественно­го образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Ведущими ценностями при разработке кон­цепции для нас стали: ценность здоро­вья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребёнком.

Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

1. Право каждого ребёнка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.

2. Признание самоценности периода детства каждого ребёнка, его уникальности и неповторимости.

3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных по содержанию современных комплексных и  парциальных программ и технологий, их адаптация к работе ДОУ).

В основе концепции развития ДОУ лежит возможность:

комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе;

интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем раз­вития, для достижения максимального качества образовательного процесса;

создания целостной системы, в которой все этапы работы с ре­бёнком, были бы взаи­мосвязаны.

Личностные «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители и воспитатели. Ребёнок в нашей системе рассматривается как активный субъект образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно.  

Деятельность. Под деятельностью понимается активность, которая побуждается определённым мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт и результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя. В создание специальных условий для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения, будет входить организация следующих видов деятельности:

игровая деятельность – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста;

познавательная деятельность, результатом которой является новообразование, как первичная связная картина мира и расширение кругозора детей;

деятельность общения (коммуникация), имеющая разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный);

разнообразная продуктивная деятельность, направленная на получение продукта или результата;

предпосылки учебной деятельности (старший дошкольный возраст).

Сознание. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры. Особым содержанием сознания ребёнка становится его представление о самом себе, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности. Содействие становлению сознания включает в себя интегрированную работу по развитию речи, познавательному, интеллектуальному развитию, становлению морального сознания и системы ценностей.

Важно использовать приёмы, обеспечивающие возникновение нужной мотивации у большинства детей, появление у них собственных целей, достижение первых успехов,  порождающие у детей чувства значимости, компетентности, самостоятельности.

Личность. За основу взято представление В.Н.Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Формирование личности ребёнка – результат его социализации. В процессе воспитания и образования необходимо сформировать первичную идентичность личности как носителя национальной, российской и мировой культуры. В сотрудничестве с семьей сформировать семейную и тендерную принадлежность, развить патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу. Необходимо формировать бережное и уважительное отношение к продукту труда людей; уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства; положительное отношение к соблюдению общепринятых норм и правил.

Кроме того, проведённый анализ результатов образовательного процесса дошкольного учреждения, анализ имеющихся условий и выявленных проблем показал, что переход ДОУ в режим развития должен сопровождаться преобразованиями на нескольких уровнях деятельности:

- на уровне методической и управленческой работы ДОУ – создание системы деятельности, направленной на внедрение в педагогический процесс современных развивающих технологий, обеспечивающих создание психо -эмоционального комфорта и гармонизацию детско-родительских отношений в дошкольной группе.

- на уровне образовательного процесса – появление новых целей, обновление содержания образовательного процесса, модернизация взаимодействия, изменения в компетентности, уровне развития личности всех субъектов образовательного процесса.

Обновление содержания образовательного процесса дошкольного учреждения состоит в следующем:

- введение в содержание образовательной деятельности познавательно-речевого направления системы приёмов, ранее не используемых игровых заданий, упражнений, направленных на оптимальное обеспечение здоровьесбережения, психологического и эмоционального благополучия детей, разностороннее развитие личности каждого дошкольника;

- введение в содержание совместной деятельности с детьми специальных упражнений, носящих комплексный развивающий и оздоровительный характер («Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б.Б.Егорова).

В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ:

Принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием (трактовка М.М.Поташника);

Здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями (раскрывает В.Г.Алямовская);

Принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы ребёнкасвязан с заботой не только о здоровье, но и о культуре и воспитанности детей, с повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию; саморефлексия (особо пристально рассматривается В.Т.Кудрявцевым, Б.Б.Егоровым, Е.Шулешко);

Принцип доверительного сотрудничества субъектов образовательного процессапредполагает активность педагогов, родителей и детей в процессе участия в преобразованиях. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника процесса развития ДОУ (Т.И.Бабаева,  О.Л.Князева);

Принцип диалогического общениятесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (О.Н.Сомкова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт).

6. МИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В жизни человека дошкольному детству отведено не так много времени, но от того, как оно прожито ребёнком, зависит физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому необходимо эффективно использовать этот возраст, который можно назвать возрастом накоплений:

создать возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

обеспечить охрану и укрепление здоровья;

способствовать разностороннему и своевременному психофизическому развитию;

приобщать к основным сферам человеческой деятельности и культуры: труду, искусству, морали, духовности;

выявить индивидуальные способности и качества личности ребёнка и развивать их;

создавать условия для полноценного развития личностных начал через механизмы самореализации, самоосуществления, самоактуализации.

Миссиеймуниципального дошкольного образовательного учреждения Гребневский детский сад «Колокольчик»  является создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья, формирование эстетически развитой здоровой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребёнка, развитие навыков восприятия различных видов искусств и способности к самовыражению. Выполнение данной миссии призвано обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного дошкольника-выпускника, предусмотренных реализуемой программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 Реализация миссиидошкольного образовательного учреждения предполагает изменение в образовательной деятельности: самих участников образовательного процесса, методического сопровождения.

Основными ценностями педагогического коллектива ДОУ являются:

1.Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично, так и всего коллектива.

2.Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей, потребностей.

3.Высокий профессионализм.

4.Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.

Оптимальный процесс развития ДОУ невозможен без грамотного методического сопровождения происходящих преобразований в образовательном процессе.

Методическое сопровождения процесса развития ДОУ - целостная система взаимосвязанных действий, направленных на непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации саморазвития педагогов, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей посредством внедрения современных развивающих педагогических и оздоровительных технологий в практику ДОУ, оказание реальной и действенной помощи педагогу как при необходимости (оперативно), так и в целостности (планово).

Для организации системы методического сопровождения процесса развития ДОУ в обозначенном нами аспекте руководитель использует определённые функции, которые делятся на 3 основных группы, исходя из их результативности:

1.Функции по отношению к каждому педагогу: обогащение знаний, связанных с педагогическими инновациями, у каждого из педагогов; развитие мировоззрения, ценностных ориентаций; развитие мотивов; совершенствование и развитие профессиональных навыков, мастерства.

2.Функции по отношению к коллективу: направлены на консолидацию коллектива в достижении цели развития и в реализации программы развития ДОУ, на выявление и обобщение передового педагогического опыта, способного качественно изменить в лучшую сторону образовательный процесс, рождённого коллективом, а также мотивирование массового педагогического творчества и инициативы.

3.Функции по отношению к повышению квалификации педагогов: направлены на осмысление педагогами программно-методических требований и нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс модернизации образования в совокупности с внедрением достижений науки и передового опыта известных исследователей, педагогов, учёных.

Основные принципы методического сопровождения процесса развития ДОУ:

Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь научное обоснование.  Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам понять научную подоплёку реализуемой программы, её задачи, принципы, методики.

Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из него). Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.

Комплексность, или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.

Принцип дифференциации – задание зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении определённого результата – своего для каждого педагога.

Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Тесно связан с предыдущим. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в любой момент он получит необходимую методическую помощь – не только плановую, но и оперативную.

Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами.

Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности.

Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целью и задачами программы развития,  и возможность обобщить данный багаж знаний.

Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ. Начинает срабатывать автоматически, если выдержаны предыдущие восемь принципов. Кроме того, обеспечивается оснащением материально-технической базы ДОУ, современным программно-методическим обеспечением.

7. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2023 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Дошколёнок», «Управление», «Здоровье», «Кадры», «Безопасность», обеспечивающие участие в реализации программы коллектива детского сада родителей воспитанников, социума.

Стратегическая цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход  ребёнка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Достижение стратегической цели, решение поставленных задач обеспечивается за счёт мероприятий в рамках реализации следующих блоков: «Дошколёнок», «Здоровье», «Управление», «Кадры», «Безопасность и качество».

 

Этапы реализации программы

 

Система мероприятий

Этапы

Блок

«Дошколёнок»

1.Совершенствование образовательной программы.

2.Налаживание системы межведомственного взаимодействия (заключение договоров о сотрудничестве).

3.Совершенствование предметно-развивающей среды учреждения

Реализация мероприятий  направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ, что в свою очередь, способствует  повышению качества образовательной услуги

1.Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в образовательную программу ДОУ.

2.Построение целостной системы дифференцированной и индивидуальной работы педагогов с детьми  с 1,5 лет до 7 лет  по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности.

3.Создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе

Блок

«Здоровье»

1.Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения

1.Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников.

2.Разработка и реализация системы работы по профилактике возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья.

3.Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости сотрудников ДОУ

1.Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ.

2.Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок.

3.Мониторинг эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваний

Блок

«Управление»

Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса

1.Привлечение источников финансирования (бюджет)

2.Создание эффективной системы управления на основе анализа и регулирования процессов нововведения

Подведение итогов реализации Программы

Блок

«Кадры»

Разработка плана по повышению профессиональной компетентности педагогического и обслуживающего персонала ДОУ

 

 

1.Реализация стимулирования инновационной деятельности и стремления к повышению своей квалификации.

2.Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнёрства с учреждениями образования, культуры, здравоохранения.

3.Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий).

4.Реализация курсовой подготовки  педагогического персонала детского сада

1.Определение перспективных направлений деятельности ДОУ по повышению профессионального уровня сотрудников ДОУ.

2.Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы, участие в районных методических объединениях.

3.Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищённость работников учреждения

Блок

«Безопасность и качество»

Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка

1.Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и СНиП территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения.

2.Работы по обновлению предметно-развивающей среды и материально- технической базы детского сада за счёт разнообразных  источников финансирования

Анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План действий по реализации программы развития

 

Блоки реали-зации

Содержание деятельности

 

Ожидаемый

результат

 

Сроки

 

Ответственные

Блок «Дошколёнок»

Комплексная оценка актуального состояния образовательного процесса в ДОУ, экспертиза качества образовательного процесса в ДОУ

Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий 

ДОУ

Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ:

-оборудование групповых помещений развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми, развивающей направленности;

-пополнение программно-методического, методико-дидактического и диагностического сопровождения образовательной программы, реализуемой в ДОУ

Предметно-разви-вающая среда, соответствующая требованиям СанПиН и программы, реализуемой в ДОУ, возрастным особенностям детей

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в практике работы современных технологий дошкольного образования:

-курсовая подготовка;

-участие в работе объединений педагогов разного уровня;

-транслирование опыта работы через участие в конкурсах, участие в районных методических объединениях

Высокий профессиональ-ный уровень педагогического коллектива, готовность к работе в инновационном режиме

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Информатизация образовательного процесса в ДОУ:

-обновление компьютерной техники (приобретение мультимедийного оборудования)

Активное использование компьютерной техники в рамках образовательного процесса

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса:

-разработка и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов развития и здоровья;

-мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов

Постепенный переход на личностно-ориентированную модель образовательного процесса, направленную на развитие индивидуальных способностей ребёнка

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ, педагоги

 

 

 

 

 

Блок «Здоровье»

Разработка программы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ

Программа комплексного мониторингового исследования

2019-2021   г.г.

-

-

 Заведующий ДОУ, воспитатели

Комплексная оценка состояния физкультурно-оздоровительной и  профилактической работы ДОУ

Проблемно-ориентированный анализ качества образовательной услуги

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ, педагоги

 

Выявление, обобщение и транслирование опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности дошкольного учреждения и родителей воспитанников:

- публикации  на сайте ДОУ

- участие в конкурсах

Транслирование передового опыта поддержания и укрепления здоровья в дошкольном учреждении и семье

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ, педагоги

 

 Организация работы по профилактике роста заболеваемости и укреплению здоровья сотрудников учреждения

Снижение объёма пропусков работы по болезни сотрудниками ДОУ

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Блок

«Управление»

Участие в разработке и реализации социально-культурных и педагогических проектов.

Приведение в соответствие требованиям СанПиН ресурсного обеспечения ДОУ (выполнение предписаний надзирающих органов, своевременная замена изношенного инвентаря и оборудования, соблюдение санитарно-гигиенического, санитарно-эпидемиологического режимов и режима дня детского сада);

- мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности сотрудников ДОУ;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности детского сада  (локальные акты)

Эффективно действующая, система управления учреждением

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Организация работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников ДОУ:

- систематическая курсовая подготовка сотрудников учреждения;

- повышение правовой культуры сотрудников учреждения

Высококвалифи-цированный, стабильно работающий коллектив

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Мероприятия по аттестации педагогического персонала:

- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических и руководящих работников

Повышение квалификацион-ной категории 100% педагогического персонала учреждения

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Блок «Безопасность и качество»

Совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды ДОУ (своевременная замена изношенного оборудования)

Ресурсное обеспечение соответствующее требованиям СанПиН

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

Ремонт  коммунальных систем здания

Осуществление программы производственного контроля

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

В течение отчётного периода

Заведующий ДОУ

 

 


Ожидаемые результаты:

 

Обеспечение равных возможностей для получения дошкольного образования.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Здоровый ребёнок с привычкой к здоровому образу жизни.

Обеспечение психофизического благополучия детей в условиях ДОУ, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми.

Достаточно высокий уровень общего, интеллектуального, эмоционально и волевого развития воспитанников, закрепление человеческих начал личности, развитие способностей, коммуникативности, доброты, эмоциональной отзывчивости.

Изучение и обобщение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.

Улучшение материально-технической базы.

Построение современной развивающей среды.

20 декабря 2021 в 21:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.